Лицензирование работ, услуг и деятельности с 2011 года
Лицензирование работ, как и деятельности в целом в настоящее время регулируется ФЗ № 128 « О лицензировании…». Действие этого закона, утвержденного в 2001 году, заканчивается 2 ноября 2011 года. Со следующего дня вступит в силу новый ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был утвержден Президентом РФ и имеет № 99. Лицензирование работ и услуг будет осуществляться в соответствии с новыми требованиями.
Одно из определений понятия «работа» говорит о том, что это есть деятельность, которой присуще изменение свойств материальных объектов. Работой могут быть названы и результаты такой деятельности. Именно применимостью к материальным предметам и получением материального результата работы отличаются от услуг.
А деятельность в целом состоит чаще всего из совокупности работ и услуг. Поэтому в большинстве случаев закон не предусматривает отдельное выделение лицензирования работ, а оформление лицензии происходит на деятельность по конкретному направлению, включая и услуги. Требования формулируются также к направлению деятельности в целом с указанием специфических условий и требований к конкретным видам работ, если в этом существует необходимость.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию на основе нового закона № 99, перечислены в статье 12 нормативного акта. Произошло существенное сокращение количества видов, на которые требуется лицензирование работ или услуг. Закон формулирует только общие требования, которые могут предъявляться при лицензировании работ и услуг в той или иной сфере деятельности.
К общим требованиям, которые могут быть включены в любое из Положений, на основе которого осуществляется лицензирование работ в той или иной сфере, ФЗ № 99 относит следующие:
- здания и помещения для лицензируемых работ и услуг должны принадлежать лицензиату на законных основаниях;
- соискатель лицензии и лицензиат должны иметь сотрудников, которые являются профессионалами в сфере лицензирования работ, иметь соответствующие образование, профессиональный стаж, квалификацию и документы все это подтверждающие;
- обязательное наличие программы (системы) производственного контроля (ППК) лицензируемых работ и услуг и в некоторых областях специально подготовленный персонал, прошедший обучение в области разработки и реализации ППК;
- требования Положения о лицензировании работ и услуг в конкретной области не должны противоречить существующим законодательным актам в плане требований к организационно-правовой форме лицензиата, размерам и оплаты уставного капитала и другим аналогичным требованиям.
Исчерпывающие перечни оказываемых услуг, выполняемых работ, которые обязательно включаются в лицензируемый вид деятельности, устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Такие Положения непременно должны быть утверждены Правительством РФ и являются подзаконными актами относительно данного ФЗ.
В настоящее время лицензирование работ и услуг по большинству направлениям предпринимательства также осуществляются на основе специализированных Положений о лицензировании. Но вероятнее всего, что во все существующие в настоящий момент Положения о лицензировании работ и услуг потребуется внесение корректировок в соответствии с ФЗ № 99. Об этом свидетельствует по крайне мере тот факт, что согласно новому закону лицензирование работ в настоящее время становится бессрочным. По действующему законодательству срок действия лицензирования работ и услуг ограничивался пятью годами.
Но следует отметить, что лицензирование работ, осуществленное до 3 ноября 2011 года, автоматически признается бессрочным и не потребуется переоформление документа, если не было изменено в законе название направления деятельности, на которое происходило лицензирование работ и услуг в соответствии со старым ФЗ № 128.
Таким образом, чтобы определить требуется или нет лицензирование работ, которые планирует выполнять предприниматель, необходимо:
- в первую очередь определить, требуется ли лицензирование деятельности в соответствии с ФЗ № 128 (или № 99 – с 3 ноября 2011 года);
- во вторую очередь найти действующее (с последними внесенными корректировками) Положение о лицензировании в требуемой сфере деятельности;
- в-третьих, изучить перечень работ и услуг, которые включает в себя область деятельности. Этот Перечень является неотъемлемой составляющей Положения о лицензировании.
Только тогда можно четко ответить на вопрос: требуется или нет лицензирование работ и конкретных услуг.
Например, Перечень, на которые необходимо лицензирование работ и услуг в сфере медицинской деятельности состоит из 9 страниц. Не меньше страниц составляет перечень строительных работ, на которые до недавнего времени требовалось лицензирование работ. Но с переходом строительства на систему саморегулирования отрасли, произошла отмена лицензирования работ не только в строительстве, но и в проектировании и изыскательской деятельности.
Лицензирование работ и конкретных услуг предусматривает анализ исполнения требований, которые относятся именно к данным работам и установлено Положением. Лицензия на конкретную деятельность содержит, в том числе, перечень тех работ, которые были указаны соискателем в заявлении, и на исполнение требований к которым происходила проверка в ходе лицензирования работ.
Если лицензиат желает изменить указанный в лицензии перечень оказываемых услуг или выполняемых работ, то требуется проведение процедуры переоформления лицензии. Для этого в лицензионный орган также подается заявление, где показываются сведения об услугах или работах, которые предусмотрены к выполнению. Точно также, когда речь идет о прекращении лицензирования работ или услуг.
Для лицензирования работ или новых услуг, которые включены в действующий Перечень работ и услуг по конкретному направлению деятельности, лицензиат в заявлении на переоформление разрешения указывает информацию, которая подтверждает соответствие лицензиата новым лицензионным требованиям, связанным с новыми работами и услугами. Перечень такой информации и сведений определяется Положением о лицензировании в требуемой сфере предпринимательства.
Орган, который выполняет лицензирование деятельности в той или иной сфере, также указывает конкретное Положение о лицензировании деятельности. Утверждение федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют лицензирование работ в конкретной области, является прерогативой Правительства РФ в соответствии со статьей 5 нового ФЗ № 99.
Лицензирование работ и услуг в некоторой части полномочий может быть передана с федерального уровня органам государственной власти субъектов Российской Федерации, но только на основе федерального закона.