Требования к лицензированию

Требования к лицензированию обязательны для исполнения в ходе всей деятельности

Настоящее время – время очередных перемен в сфере лицензионной деятельности, а вернее в сфере действия старого и нового законов, диктующих свои правила и требования к лицензированию. Так 2 ноября 2011 года – последний день, когда будет действовать ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который функционирует вот уже в течение 10 лет. С 3 ноября эстафету подхватывает новый ФЗ № 99 с таким же названием.

ФЗ № 99 говорит о том, что требования к лицензированию в конкретной сфере определяет Положение о лицензировании в требуемой области. Сам же закон устанавливает общие требования к лицензированию, которые могут быть определены и расшифрованы в конкретных Положениях. Но это пункт не является обязательным для исполнения законодателями, т.к. в первую очередь они будут руководствоваться особенностями конкретного вида деятельности.

Тем не менее, в требования к лицензированию могут быть включены, в том числе, следующие положения:

  • наличие у соискателя на законных основаниях прав пользования  зданиями, помещений и иными объектами по месту дислокации предприятия или организации лицензируемого вида деятельности;
  • наличие у лицензиата или соискателя оборудования, технических средств технической документации, принадлежащих на законном основании;
  • помещения и оборудование должны соответствовать установленным законодательными и нормативными документами требованиям, которые  необходимы для оказания услуг  и выполнения работ лицензиатом, которые указаны в разрешительном документе;
  • наличие профессиональных специалистов, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование и требуемый в соответствии с законодательством стаж по профессии, исполнение других требований касательно персонала, установленные в конкретных видах деятельности;
  • наличие и функционирование у лицензиата системы производственного контроля, наличие плана производственного контроля, согласованного в законодательном порядке, исполнение данного плана;
  • исполнение лицензиатом лицензионных требований, которые устанавливаются в некоторых видах деятельности и относятся к минимальным ставкам уставного капитала, внесенных в уставный фонд  организации и отраженных в счетах бухгалтерского баланса;
  • исполнение лицензиатом требований к лицензированию в части отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

ФЗ № 99 не относит к лицензионным требования касательно  соблюдения законодательства РФ в конкретной сфере деятельности в целом, либо требований законов РФ в общем.  Исполнение российского законодательства  является неотъемлемой обязанностью любого субъекта РФ.

Также закон не относит к лицензионным требования, относящиеся  к объему выпускаемой продукции, к планам по выпуску продукции, а также требования выпуска конкретных видов товара.

Если требование к лицензированию включено в соответствующее Положение, то при подаче заявления на получение разрешения на ведение деятельности в данной сфере предпринимательства, соискатель должен представить в орган лицензирования вместе с заявлением документы, подтверждающие возможность им исполнения конкретного лицензионного требования.

Положение о лицензировании, кроме требований к лицензированию, содержит список документов, которые необходимо представить в лицензионный орган в качестве подтверждения возможности исполнения  соискателем (лицензиатом) требований к лицензированию. Стоит ли говорить о том, насколько разными могут быть требования к лицензированию к той или иной сфере деятельности.

Некоторые Положения о лицензировании разделяют требования к лицензированию для соискателей и требования к лицензированию для лицензиатов.  В первом случае осуществляется проверка исполнения требований при проведении самой процедуры лицензирования и оформления разрешительных документов на деятельность. Во втором случае осуществляется проверка исполнения требования к лицензированию в ходе внепланового или планового надзора органом лицензирования своего лицензиата.

Такое разделение получается в тех случаях, когда лицензиату для того, чтобы получить возможность исполнения лицензионных требований требуется определенное время для организации процессов в своей компании.

В связи с вводом в действие нового ФЗ № 99, который предусматривает выдачу бессрочных лицензий, особое место уделяется контролю исполнения требований к лицензированию в ходе всей лицензионной деятельности. Считается, что в какой-то степени ФЗ № 99 уменьшил требования при прохождении разрешительной процедуры и уменьшил общее число документов, обязательных для представления в орган лицензирования.

Но с другой стороны приняты законодательные шаги, которые ужесточают контроль деятельности и исполнение требований к лицензированию в течение всего функционирования лицензионного предприятия.

Уже первая плановая проверка будет осуществляться лицензионным органом спустя год после получения разрешения и начала деятельности в лицензионной сфере.

И эта проверка покажет, как лицензиат исполняет требования к лицензированию. Если будут обнаружены нарушения, то лицензиату будет выписано предписание, которое потребует от него в определенные сроки устранить обнаруженные комиссией недостатки. Проверка исполнения данного предписания является поводом для проведения внеочередного инспекционного надзора.

Через три года после проведения исполнения требований к лицензированию, последует очередная плановая проверка. Существуют пункты, которые предусматривают возникновение необходимости во внеочередной проверке исполнения лицензиатом лицензионных требований (например, обращения недовольных клиентов в органы исполнительной власти и другие моменты).

Неоднократные грубые нарушения требований к лицензированию  могут привести к необходимости (а для органов лицензирования это является обязанностью) обращения лицензионных органов в суд с заявлением о лицензии лицензиата разрешения на ведение деятельности в указанной сфере. Решение об аннулировании лицензии может в России принять только суд. Но наличие аннулированной лицензии не позволяет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вновь стать лицензиатом в указанной сфере предпринимательства.

В некоторых сферах деятельности нарушения требования к лицензированию несут за собой не только административные штрафы, но и уголовное наказание. Объем денежных штрафов или сроки уголовного наказания зависят от степени тяжести, которое принесло гражданам, природе, государству или другим объектам или субъектам нарушение требования к лицензированию лицензиатом.