Техническое регулирование

Техническое регулирование – добровольная оценка исполнения технического регламента

Техническое регулирование – это регулирование на базе федерального закона отношений, возникающих в процессе установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам, работам, услугам, как в обязательном порядке, так и на добровольной основе, а также в сфере оценки соответствия исполнению законных требований.

Главным законом, который определяет требования, объекты технического регулирования, порядок применения нормативных требований и порядок оценки соответствия является ФЗ  № 184 «О техническом регулировании», который был принят  27.12.2002 и начал работать с 01.07.2003. Принятие данного ФЗ дало старт  реорганизации системы стандартизации в России, которая требуется для устранения технических барьеров в торговле и для вступления РФ в ВТО.

Термин «техническое регулирование» пришло в российское законодательство и в национальную действительность из Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) — одного из важнейших документов ВТО. Точно также как и термин «технический регламент». Происходят они от одной английской фразы: «technical regulation». Т.к. анлийское «regulation» переводится как «предписание» и «регулирование».

Международное понимание термина, «техническое регулирование» содержит деятельность по стандартизации, по разработке и использованию технических регламентов и деятельность по добровольной оценке соответствия объектов технического регулирования техническим регламентам. Техническое регулирование в обязательном применении осуществляется на основании действующего законодательства и называется законорегулируемой сферой.

Российский закон «О техническом регулировании» предусматривает оценку соответствия как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Но в целом данный закон явился законодательной основой гармонизации российских нормативных и законодательных документов с международными стандартами и требованиями.

Меры технического регулирования в обязательной сфере должны способствовать максимальной степени соответствия продукции требованиям,  установленным  законом, при объективно нужном уровне участия органов исполнительной и надзорной власти. Цепочка регулирующих мер,  применяемых государством в рамках технического регулирования, в значительной степени зависит от «зарегулированности» российского сектора конкретной продукции.

В обязательной сфере регулирующими мерами являются:

  • установление органа государственной власти, который отвечает за реализацию требований конкретного технического регламента;
  • формулировка и утверждение конкретных обязательных требований к продукции;
  • утверждение стандартов;
  • подтверждение соответствия продукции техническим регламентам;
  • государственный надзор и контроль;
  • государственная регистрация продукции.

Существуют две модели технического регулирования, когда применяются в качестве технических регламентов конкретные требования к продукции. Но такой подход является тормозом для инновационных технологий. Система оценки соответствия требованиям российских ГОСТов относится именно к данной модели технического регулирования.

Другая модель предусматривает создание и применение технических регламентов, где утверждаются общие требования к продукции (к безопасности продукции), а сам документ  содержит ссылки на действующие стандарты. Данная модель технического регулирования принята в странах Евросоюза. И именно такую сему технического регулирования предложил ФЗ № 184. В соответствии с данным законом  государство будет регулировать только потребительские и эксплуатационные характеристики (свойства),  т.е. безопасность продукции, а производитель — конструкцию, дизайн, качественные характеристики продукции.

Система оценки соответствия техническому регламенту предусматривает исполнение требований именно этого документа. В то время как исполнение требований стандартов остается за органами, которые наделены полномочиями в сфере стандартизации. Таким образом, законодатели освобождены от анализа технических подробностей. Но они утверждают перечень ссылок на стандарты, поэтому имеют право осуществлять надзор за деятельностью в сфере стандартизации.

Техническое регулирование и национальные технические регламенты

Таким образом, ФЗ № 184 предусмотрел, что пока на продукцию или другой объект технического регулирования не разработан технический регламент, его регулирование происходит на основе существующих ГОСТов, ОСТов, СНиПов, Технических условий и других аналогичных документов.

Закон указывает, что технический регламент является документом, который обязателен для исполнения любым хозяйствующим субъектом РФ. В то время как другие нормативные документы, включая ГОСТы, являются рекомендуемыми к исполнению.

При разработке технического регламента в определенной сфере деятельности должны быть включены положения о сертификации или другом способе, предусматривающем  техническое регулирование. Должны быть указаны виды продукций, на которые распространяется действие данного нормативного документа.

К концу 2010 года в России были введены в действие следующие национальные  технические регламенты:

  • на масложировую продукцию;
  • по безопасности колесных транспортных средств;
  • по требованиям пожарной безопасность;
  • по безопасности лифтов и лифтового оборудования;
  • на табачную продукцию;
  • для устройств, работающих на газообразном топливе;
  • по безопасности оборудования и машин;
  • по выхлопам в атмосферу двигателей автотранспортных средств;
  • по требованиям к авиационному, автомобильному и другим видам транспортного топлива;
  • требования к безопасности крови и ее продуктов;
  • по требованиям к безопасности пиротехнической продукции.
  • на молоко и молочную продукцию;
  • на соковую продукцию.

Значительное количество технических регламентов было утверждено, но действие их либо приостановлено, либо еще не наступил по закону срок их введения.

Но в связи с вводом  в силу с 1 июля 2010 года законодательства Таможенного Союза и принятием решения о приостановки разработки национальных регламентов странами, участницами данного Союза, деятельность законодателей в этой части приостановлена.

Вернее теперь в соответствии с утвержденным планом ввода технических регламентов Таможенного Союза идет ускоренная разработка некоторых из них. Начиная с 2013 года, технические регламенты Таможенного Союза полностью заменят национальные регламенты.