Технический регламент

Технический регламент – инструмент формулировки минимальных требований безопасности

Технический регламент (ТР) является средством технического регулирования. В России такой документ  устанавливает к объектам технического регулирования требования, обязательные для исполнения и применения. Поэтому техрегламент является нормативно-правовым документом. Он может быть введен в действие на территории России следующими распорядительными документами:

  • нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования (в настоящее время Росстандартом);
  • постановлением Правительства Российской Федерации;
  • указом Президента Российской Федерации;
  • федеральным законом РФ;
  • межправительственным соглашением;
  • международным договором Российской Федерации, прошедшим ратификацию.

В июле 2003 году в России начал функционировать ФЗ № 184 « О техническом регулировании». Он ввел в терминологию понятие «технический регламент», сформулировал порядок создания и принятия нового нормативного документа. И сделал этот единственный нормативный акт обязательным для исполнения. В то время как стандарты, своды, правила и аналогичные документы ФЗ определил в качестве рекомендуемых к исполнению.

Технические регламенты призваны заменить собой все множество и разнообразие документов стандартизации в сфере оценки соответствия продукции определенным требованиям. Эти требования должны быть направлены на:

  • для предотвращения заблуждения покупателей относительно приобретаемого товара;
  • защиту здоровья и жизни граждан России, различного имущества;
  • охрану окружающей среды, животного  и растительного мира;
  • для обеспечения энергетической эффективности.

Эти требования касательно технических регламентов закон называет целями их создания.

В качестве основы для разработки техрегламентов могут быть использованы национальные стандарты целиком или частично. Международные стандарты могут применяться при разработке проектов технического регламента в том случае, если они признаны для России эффективными и подходят для достижения целей, которые преследует разработка технического регламента. Если же международный стандарт из-за технологических, технических, географических, климатических и других особенностей РФ был признан неприменимым в условия российской действительности, то на него не может ссылаться национальный технический регламент.

Выступать в качестве разработчика ТР может любое лицо. Но проект по разработке открыто публикуется и доступен для общего обсуждения. По истечении срока обсуждения разработчик вносит коррективы в проект на основе письменных замечаний. Причем далее проект рассматривается федеральным органом, к сфере которого относится технический регламент, вместе со всеми замечаниями.

Экспертиза законопроекта позволяет полученный вариант направить на рассмотрение в Госдуму. Для принятия Госдумой законопроекта, кроме самого технического регламента, предусматривается определенный набор документов. Только принятие Госдумой проекта во втором чтении позволяет отправить его в Правительство РФ.

Все этапы рассмотрения законопроекта сопровождаются множественными публикациями, обсуждениями, экспертизами комиссии технического регулирования, на основе которых вносятся или не вносятся соответствующие правки.

Только Постановление правительства или Указ Президента РФ может утвердить технический регламент. В некоторых серьезных случаях Президенту РФ предоставлено право принимать технический регламент без этой длительной процедуры разработки, согласования и утверждения. Создание  технического регламента на основе международного договора (например, договора о Таможенном Союзе трех государств) должно также пройти все указанные в ФЗ № 184 этапы создания, включая публичное обсуждение.

Перед принятием технического регламента органы стандартизации утверждают перечень национальных, международных стандартов или сводов правил, исполняя которые, хозяйствующий субъект исполняет ТР, а его  продукция будет соответствовать требованиям технического регламента.

Техрегламент призван сформулировать не только требования к безопасности и качеству продукции, но также сформулировать порядок оценки соответствия объекта ТР самому регламенту. Закон говорит о том, что оценка исполнения требований технического регламента – это дело добровольное.

Технический регламент, в том числе, должен содержать вопросы, связанные с техническим регулированием деятельности или продукции, являющейся объектом ТР.

В случае, когда законодатели считают, что для объектов, регулируемых техническим регламентом, необходимы лицензирование деятельности или применение обязательной или добровольной оценки соответствия, то эти меры, порядок и требования к процедурам указываются в самом документе.

Тогда на основе введенного ТР вносятся изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации продукции в системе ГОСТ Р. Объекты, указанные в техническом регламенте становятся объектами им регулируемыми. Как в области лицензирования, так и в области оценки соответствия.

На основе ФЗ № 184 была разработана федеральная программа ввода национальных технических регламентов. Но продвигалось это благое дело трудно и со скрипом. Так к концу 2010 года на территории РФ начали действовать менее 20 ТР . Более 10 были уже утверждены, но их срок вступления в силу в виду необходимости адаптации российской действительности в сферах применения того или иного технического регламента, заставляло российских законодателей устанавливать достаточно приличные сроки до вступления в действие очередного нормативного документа . Эти сроки составляют от полугода,( что предписывает закон – не менее 6 месяцев со дня опубликования), до трех лет.

С 2011 года началась разработка технических регламентов Таможенного Союза, которые со временем должны будут заменить собой национальные технические регламенты. Между странами – участницами Союза достигнута договоренность о том, что государства, начиная с 2011 года не производят утверждения , разработку новых национальных технических регламентов. А все силы бросят на создание ТР международных. В межнациональном графике разработки техрегламентов на 2011 года предусмотрено 47 документов.

Семь технических регламентов Таможенного Союза уже приняты, но их действие начнется на территории трех стран в разное время с февраля 2012 года по 2014 год.  Самый первый межнациональный регламент в России (в Таможенном Союзе) касается вопросов безопасности пиротехнических изделий, он вступит в силу с 15 февраля 2012 года. Другие технические регламенты Таможенного Союза начнут действовать с 1 июля 2012 (это ТР о безопасности упаковки  и другой – о безопасности низковольтного оборудования).

2 августа 2014 некоторые объекты в сфере железнодорожного транспорта должны будут отвечать одному из ТР о безопасности:

  • железнодорожного подвижного состава;
  • высокоскоростного железнодорожного транспорта;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта.