
Свидетельство о безопасности конструкции Транспортного средства
В сентябре 2010 года в России начал функционировать Технический регламент «О безопасности автотранспортных средств». Он ввел обязательность оформления двух документов, подтверждающих оценку соответствия безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в эксплуатацию на российские дороги.
Это следующие документы:
Одобрение типа транспортного средства
ОТТС, которое следует оформлять на импортные автотранспортные средства при рамтамаживании груза. Он подтверждает исполнение требований ГОСТов и Правил ЕЭК ООН в отношении важнейших систем автомобиля, которые влияют на его безопасность. Сертификат ОТТС является обязательным документом при постановке транспортного средства на государственный учет в РФ и является основой для выдачи паспорта технического средства серийного производства. На его основе может быть определен класс экологической чистоты автомобиля.
Требуется оформлять ОТТС также и российским производителям серийной автотехники.
Данный документ обязательно проходит фиксацию в реестре в соответствии с Женевским соглашением 1958. Регистрацию в РФ выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое является Административным органом. Информация об оформленных ОТТС заносятся в единый государственный реестр и передается в МВД России в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения.
Данный документ (ОТТС) может быть получен производителем, официальным дилером или официальным представителем, который является резидентом РФ на срок не более трех лет. ОТТС необходимо для любой модели автотранспорта и мототранспорта: для мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей, прицепов, троллейбусов, автобусов, троллейбусов и других автотранспортных средств. Исключение составляют самоходные механизмы типа комбайна.
Если до начала функционирования Технического регламента документ в форме Одобрения типа транспортного средства можно было получить на основе протокола испытания, произведенного самим изготовителем, то в настоящее время данное требование ужесточилось. Необходимо в орган сертификации предоставить протокол испытаний, проведенных сертификационной лабораторией, имеющей аккредитацию в Росстандарте.
Технический регламент предусматривает упрощенный порядок оформления сертификата Одобрение типа транспортного средства (без протокола испытаний сертификационной лабораторией) в тех случаях, когда он выписывается на небольшую партию сроком до одного года. При этом Технический регламент предусматривает дополнительные требования к изготовителю. Но воспользоваться таким правом можно только однажды.
Технический регламент существенного изменит требования к автотранспортным средствам, которые вступят в силу с 1 января 2013 года. Владелец должен позаботиться о том, чтобы все предупреждающие и информационные сообщения в ТС должны быть на русском языке. Это должны будут выполнять все транспортные средства, которые будут проходить оценку соответствия и получать сертификат Одобрение типа транспортного средства.
VIN — идентификационный номер должен иметь не менее 17 знаков и определенную законодательством структуру нумерации автомобиля. В соответствии с данным требованием автомобили японского производства, изготовленные для внутреннего рынка Японии, не смогут пересекать границу РФ, т.к. в связи с неисполнением требований Технического регламента, на них нельзя будет получить ОТТС. Пока этот вопрос обсуждается.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства
БКТС оформляется при импорте автотранспортного средства, которое уже эксплуатировалось за рубежом, а также на такие автомобили, которые произведены не серийно, даже если из деталей серийного изготовления и для других автотранспортных средств, которые Технический регламент относит к категории единичных транспортных средств (ЕТС).
Для указанных категорий транспортных средств требуется обязательное оформление и наличие Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства с определенной даты — с 01.07.2011 года. Данный документ требуется для выдачи ПТС и выпуска в обращение сертифицируемого транспортного средства. Он удостоверяет, что ЕТС соответствует требованиям Технического регламента. Свидетельство БКТС выписывается на типографском специальном номерном бланке со специальными знаками защиты от подделки.
Свидетельство БКТС оформляет испытательная лаборатория (аккредитованная в Росстандарте) по идентификации автомобиля и результатам оценки соответствия ЕТС. Идентификация осуществляется с помощью технической экспертизы конструкции ТС, при возникновении необходимости допускается его испытания.
Если ЕТС относится к типу, на который было оформлено и находится в базе данных одобрение типа транспортного средства, то техническая экспертиза не проводится. На основании данного ОТТС производится выписка Свидетельства о безопасности ТС.
Если ТС, пересекающее границу, не является типом транспортного средства, на которое оформлены уже разрешительные документы, то Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется с привлечением представителя предприятия или фирмы, производящей данные механизмы или с помощью дилера.
На основе решения Комиссии ТС № 319 от 18.06.2010 г., определяющем порядок технического регулирования в зоне Союза , не требуется представления при таможенном досмотре на границе документов о соответствии, относящихся к ранее бывшим в употреблении товарам, подлежащих обязательной оценке соответствия (для новой продукции). Таможенный союз определяет, что к бывшим в употреблении относятся транспортные средства, которые выпущены более 3 лет назад, какая бы величина пробега автотранспортного средства не присутствовала на спидометре.
Не требуется Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, когда ЕТС ввозится в Россию (в ТС) для собственных нужд физическим лицом.