Система лицензирования

Система лицензирования – один из методов разрешительной политики государства

Система лицензирования  устанавливает государственный контроль деятельности, способной  нанести ущерб обществу, государству, людям, памятникам культуры, природе.

Во главе системы лицензирования стоит Правительство РФ, которое оставило за собой следующие права:

  • назначать федеральные органы исполнительной власти, для проведения процедуры лицензирования конкретных видов деятельности, включая электронную форму предоставления документов для данной процедуры;
  • принимать правовые нормативные акты, связанные с  лицензированием;
  • проводить утверждение положений о лицензировании во всех видах предпринимательства;
  • утверждать типовую форму разрешительного документа — лицензии;
  • определять показатели мониторинга эффективности  системы лицензирования в России.

Система лицензирования предусматривает наличие лицензионного органа по конкретным видам деятельности. К ним относятся центральные аппараты соответствующих федеральных структур и их территориальные органы или департаменты (отделы), уполномоченные региональной исполнительной властью. Для каждого вида лицензируемой деятельности лицензионный орган определяется в Положении о лицензировании данной деятельности. Передача полномочий субъектам федерации должна быть законодательно предусмотрена.

Инициатором процедуры в системе лицензирования является соискатель на получение разрешения для осуществления предпринимательской или иной деятельности, если законом РФ предусмотрено получение специального разрешения. Вместе с заявлением соискатель подает определенный законом и Положением о лицензировании пакет документов.

Лицензионный орган ответственен за то, чтобы провести анализ информации, содержащейся в данной документации на подлинность, достаточность и достоверность. Этот пакет содержит данные об исполнение требований системы лицензирования, которые опубликованы в Положении о лицензировании. В некоторых случаях Положение предусматривает, кроме анализа документации, проведение лицензионной экспертизы, которая должна подтвердить исполнение лицензионных требований соискателем.

В случае положительного решения происходит оформление лицензии, которая проходит регистрацию в системе лицензирования и помещается в государственный реестр.

На этом взаимоотношения между лицензиатом и лицензирующим органом не только не заканчиваются, а лишь начинаются. Т.к. с введением  с 3 ноября 2011 года нового ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» вводится бессрочность разрешительных документов, то особое место закон уделяет лицензионному контролю.

Первый раз лицензионная комиссия обязана посетить организацию с плановым контролем через год после выдачи разрешения в системе лицензирования. Далее закон предусматривает плановые комиссии, через  три года после окончания предыдущей .   Кроме того при наличии объективной необходимости может быть назначена внеплановая лицензионная проверка.

Если комиссия выявляет грубые нарушения, то выносится предписание, обязательное для исполнения лицензиатом в срок, указанный в данном документе. В случае неисполнения специалисты органа лицензирования имеют право приостановить деятельность. Неоднократные грубые нарушения лицензионных требований могут привести к аннулированию лицензии. Данная процедура поручена законом только суду. Но инициатором судебного процесса является лицензионный орган.

Лицензирование является одним из методов государственной разрешительной политики. В регулировании предпринимательской деятельности и рыночной экономики, наряду с системой лицензирования установленную роль играют и такие методы, как аккредитация, стандартизация, государственная регистрация, сертификация и другие. Одним из условий, когда деятельность относят к лицензируемой, является тот факт, что к ней невозможно применить другие методы государственного регулирования.

Поэтому важно понимать, в чем состоят те или иные методы разрешительной политики государства, в чем их особенности. Что отличает их от системы лицензирования и почему в отдельных случаях  происходит выбор законодателей в пользу механизма лицензирования.

Государственная регистрация

Госрегистрация имеет множество законодательных документов, содержится в ряде статей Гражданского кодекса РФ, в различных формах Положений о государственной регистрации, в специализированных нормативных актах, таких как ФЗ № 129 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и других.

Государственная регистрация состоит в занесении необходимых сведений в Единый государственный реестр. С юридической точки зрения факт внесения в реестр является фактом возникновения, прекращения или изменения правовых отношений. Например, только после занесения в Единый государственный реестр юридических лиц считается, что юридическое лицо создано. Т.е. государственная регистрация напрямую связана с обретением правоспособности юридическим лицом.

Государственная регистрация, также как и система лицензирования, является формой управляющего воздействия государственных органов. Эти две системы близки по предмету, методам, целям, механизмам друг к другу. И система лицензирования, и государственная регистрация подтверждают законность вхождения субъекта права в хозяйственный оборот, обе системы предусматривают осуществление контроля процессов хозяйственной деятельности. Но между ними существуют  и различия.

В качестве субъекта государственной регистрации выступают объекты гражданских правоотношений и хозяйствующие объекты. Объектом системы лицензирования является вид деятельности хозяйственного субъекта, который не является объектом государственной регистрации.

Государственная регистрация носит формальный характер в отличие от системы лицензирования. Орган, выполняющий регистрацию,  не уполномочен рассматривать вопросы, связанные с необходимостью или  целесообразностью регистрации, не контролирует исполнение  правовых норм субъектом регистрации (кроме тех положений, которые имеют непосредственное отношение  к регистрации) и прочее. Задача регистрационного органа состоит в том, чтобы проверить достоверность, правильность и полноту оформления документов, требующихся для  регистрации, а контролируют  факт оплаты государственной пошлины заявителем.

Техническое регулирование

Техрегулирование является одним из самых распространенных методов разрешительной политики государства. Техническое регулирование имеет собственные средства в виде стандартизации, оценки соответствия. Основным инструментом технического регулирования является технический регламент. Объекты технического регулирования – это продукция, услуги, работы, а также процессы, которые может осуществлять хозяйствующий субъект относительно продукции. К таким процессам относятся: производство, проектирование, изыскания, строительство, эксплуатация, монтаж, реализация, утилизация, хранение, транспортировка .

С другой стороны, деятельность представляет собой в общем случае выполнение работ и услуг. Таким образом, система лицензирования и система технического регулирования имеют общие объекты разрешительного государственного воздействия – деятельность.

Главным законом в России, на базе которого происходит техническое регулирование, по-прежнему остается ФЗ № 184, принятый  27.12.2002, «О техническом регулировании».

На основе закона «О техническом регулировании» осуществляется оценка соответствия объектов сертификации до тех пор, пока российское законодательство не принимает в отношении определенной (однородной) группы объектов технический регламент. При принятии очередного технического регламента законодатели могут принимать решение о том, чтобы система лицензирования была заменена оценкой соответствия техническому регламенту в отношении объектов, для которых призван осуществлять техническое регулирование данный нормативно-законодательный акт.