Сертификат соответствия на услуги

Сертификат соответствия на услуги не требует сертификационных испытаний

Сертификация услуг регулируется ФЗ № 2300-1  «О защите прав потребителей» (07.02.1992г.) и ФЗ № 184 «О техническом регулировании». В соответствии с данными законодательными актами сертификат соответствия на услуги в системе обязательной оценки соответствия ГОСТ Р не является обязательным для оформления ни для одной из групп услуг, которые предусматривает российская система классификации.

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) введен в действие в 1994 году. Код вида услуг имеет иерархическую структуру. Первое и самое значительное деление происходит на группы услуг. Услуги могут быть:

  • 01 — бытовые;
  • 02 — пассажирского транспорта;
  • 03 — связи;
  • 04 — жилищно-коммунальные;
  • 05 — учреждений культуры;
  • 06 – экскурсионные и туристские;
  • 07 – спорта и физической культуры;
  • 08 — медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные;
  • 09 — правовые;
  • 10 — банков;
  • 11 — образовательные;
  • 12 — торговли и общественного питания, торговли, рынков;
  • 80 — прочие услуги населению.

Данный документ ввел в действие терминологию в сфере оказания услуг и коды, которые используются во всех документах, регулирующих деятельность в той или иной сфере услуг. В том числе, относящейся к сертификации услуг .

ГОСТ Р 50646-94 ввел определения, относящиеся к сфере услуг. Так в соответствии с данным нормативным документом услуги делятся по функциональному назначению на:

  • социально-культурные услуги оказываются для поддержания нормальной жизнедеятельности человека, по удовлетворению его интеллектуальных и духовных потребностей;
  • материальные услуги — услуги по удовлетворению бытовых и материальных потребностей.

Уже в данном документе были введены основные понятия, относящиеся к сертификации услуг. В настоящее время существует огромное количество российских стандартов, относящихся к той или иной области услуг. Сертификат соответствия на услуги  подтверждает исполнение требований конкретных стандартов, которые перечислены в самом документе.

Практически во всех сферах деятельности по оказанию услуг существуют внутриведомственные документы, имеющие названия  типа «Правила оказания услуг».  Например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила оказания услуг телефонной связи и другие. Практически во всех таких документах присутствуют разделы, относящиеся к сертификации услуг.

Сертификация услуг имеет отличие от процедуры проведения оценки соответствия для других объектов сертификации, например, продукции. При получении сертификата соответствия на услуги к процедуре создания доказательной базы соответствия нормативным требованиям, как правило, не привлекается сертификационная испытательная лаборатория.

Для подтверждения оценки соответствия российским нормативным требованиям применяются другие методы и способы. К таким способам оценки соответствия при оформлении сертификата соответствия на услуги  можно отнести:

  • метод опроса клиентов организации, фирмы, салона, учреждения  (изучаются отзывы посетителей, анализируется наличие книги жалоб и предложений и ее содержание, реакция руководства на замечания, проводятся телефонные опросы посетителей при наличии контактной информации касательно обслуживания в центре, который подвергается сертификации услуг);
  • инструментальные способы оценки качества, например, ремонтных работ;
  • экспертную оценку комиссии или эксперта в данной сфере деятельности (например, в сфере образования могут проводиться мероприятия по оценке качества занятий, в салонах красоты может проводиться оценка качества маникюра, стрижек, причесок, в сфере общественного питания  возможно проведение дегустации блюд, при сертификации услуг перевозки пассажиров возможно пользование транспортом компании, которая проходит сертификацию услуг и множество других вариантов) .

В первую очередь проверка соответствия происходит на уровне предоставленной в орган сертификации документации. Каждая отрасль имеет перечень требуемых при сертификации услуг документов, которые могут подтвердить требования, предъявляемые к исполнителю услуг. А в случае оценки соответствия к заявителю на оформление сертификата соответствия на услуги.

Это могут быть документы, подтверждающие законность владения зданиями и помещениями, оборудованием и транспортными средствами.

Обязательны к предъявлению документы, подтверждающие официально полученное право на ведение конкретного вида  деятельности в конкретном помещении. Это лицензии, если сертификации услуг подвергается деятельность, на которую требуется получение специального разрешения в виде лицензии.

Это разрешение на размещение, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключения пожарной службы об исполнении требований пожарной безопасности, документы, подтверждающие санитарную безопасность автотранспортных средств, в случае наличия такого требования при сертификации услуг.

Обязательными при оформлении сертификата соответствия на услуги  могут быть требования подтверждения квалификации, профессиональной подготовки и наличия высшего или среднего специального образования, отвечающего профилю оказываемых услуг и соответствующих требованиям в данной сфере деятельности.

Многие виды услуг в различных областях могут оказываться персоналом лишь при наличии подтверждения их санитарной и гигиенической чистоты или соответствия эпидемиологическим требованиям. Поэтому наличие санитарных книжек персонала является обязательным требованием при сертификации услуг населению во многих сферах.

Могут потребоваться и многие другие документы при оформлении сертификата соответствия на услуги. Часто требуется обязательное наличие договоров со сторонними организациями по профессиональному оказанию услуг, например, по защите имущества с охранным предприятием, по транспортировке отходов деятельности при оказании услуг с транспортной компанией, имеющей лицензию на такую деятельность, на   профилактическое обслуживание систем вентиляции и канализации и многие другие аспекты хозяйственной деятельности.

Федеральный закон предусматривает пять возможных схем сертификации услуг в зависимости от области деятельности, масштабности организации и потенциальной  опасности нанесения вреда человеку при пользовании некачественными услугами в конкретной сфере. Так если при оформлении сертификата соответствия на услуги  по схеме 1 качество результата услуг определяется в основном квалификацией персонала, то при сертификации услуг по схеме 5 предусматривается наличие у организации системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001.

Присвоение категории организации по оказанию услуг в той или иной отрасли деятельности (например, звездности гостинице или ресторану или другому объекту общественного питания) может произойти лишь после того, как пройдена сертификация услуг, а  сертификат соответствия на услуги  содержит схему сертификации не ниже третьей.