Сертификат Евро 4

Сертификат Евро 4 определяет требования Правил ЕЭК ООН

12 октября 2005 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 609, которое ратифицировало специальный Технический регламент (ТР) о загрязняющих выбросах в атмосферу двигателями внутреннего сгорания автотранспортных средств. На территории России данный ТР начал действовать спустя полгода.

Он установил предельно допустимые требования по вредным выбросам для классов экологической чистоты, начиная со второго и заканчивая 5. Причем свои характеристики были установлены для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания, для каждой категории транспортного средства.

Предусмотрены следующие виды категорий автотранспортных средств с двигателями внутреннего сгорания:

  • М1 – легковые автомобили, применяемые  для перевозки пассажиров, сидячих мест для пассажиров  не более 8;
  • М2 — автобусы для перевозки пассажиров массой не более 5 т;
  • М3 — автобусы массой свыше 5 т;
  • N1 – грузовые автомобили и специальная техника массой до 3,5 т, применяемые для транспортировки грузов;
  • N 2 — грузовые автомобили массой от 3,5 т до 12 т;
  • N 3 — грузовые автомобили свыше 12 т.

Данный Технический регламент содержит ссылки на Правила ЕЭК ООН — Правила Европейской экономической комиссии ООН, которые устанавливают  общие для стран, присоединившихся к Женевскому Соглашению 1995 года, требования к выбросам загрязняющих (вредных) веществ в атмосферу. По этим правилам экологическому классу чистоты двигателей 2 соответствует класс Евро 2, классу 3 – Евро 3, классу 4 – Евро 4, классу 5 – Евро 5.

Присвоенный автомобилю класс чистоты вписывается в государственный документ, идентифицирующий транспортное средство – в паспорт транспортного средства (ПТС). Без сертификата класса экологической чистоты, например, сертификата Евро 4, нельзя в РФ поставить автомобиль на государственный учет и получить регистрационный номер – госномер.

В соответствии с ТР с 1 января 2010 года на территории РФ действуют технические нормативы выбросов для автомобильной техники экологического класса 4. Т.е. автотранспортные средства, выпускаемые на территории России в обращение должны иметь сертификат Евро 4 или выше. Но по факту российские производители не оказались готовы выпускать автомобили исключительно с двигателями, отвечающими требованиям сертификата Евро 4, и им была предоставлена отсрочка на 2 года. Т.е. оформление сертификата Евро 4 для российских автотранспортных средств станет обязательным с 2012 года.

Порядок проведения оценки соответствия и подтверждения  соответствия установленных на автомобилях двигателей требованиям Технического регламента определяются Правилами ЕЭК ООН.

Есть разные способы оформить сертификат Евро 4 на транспортное средство:

  • на импортный автомобиль серийного производства, ввозимый в РФ, проще всего оформить сертификат Евро 4 на таможне при пересечении границы РФ;
  • на автомобиль российского серийного производства сертификат Евро 4 может быть оформлен лишь на транспортные средства, которые имеют официально оформленный разрешительный документ «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС);
  • оформить сертификат Евро 4 на любое транспортное средство, при условии, что оно соответствует установленным требованиям экологической чистоты, можно в органе сертификации, имеющем аккредитацию в указанной сфере. Чтобы оформить сертификат Евро 4 в органе сертификации, следует обратиться с заявлением. Аккредитацию на проведение такого рода работ выполняет Федеральное агентство по регулированию и метрологии.

Для определения, отвечает или нет данное автотранспортное средство установленным законом РФ и международным требованиям, используются электронные базы данных, которые сформированы и являются доступными как сотрудникам МВД, так и таможенным службам. Эти базы содержат идентификационную информацию по следующим реквизитам:

  • страна происхождения автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • фирма-производитель транспортного средства;
  • марка автомобиля;
  • номер установленного двигателя.

Такая информация однозначно идентифицирует экологический класс чистоты, по которому происходит оформление соответствующего сертификата, например, сертификата Евро 4.

Понятно, что более сложно получить сертификат Евро 4 на транспортное средство, которое относится к единичным (несерийным автомобилям). Прежде всего, на него должен быть оформлен разрешительный документ «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства». А затем автомобиль может проходить процедуру установления класса чистоты двигателя, и он должен отвечать требованиям не меньше сертификата Евро 4.

Не требуется оформлять сертификат Евро 4 на транспортные средства, которые уже эксплуатируются на дорогах РФ, т.к. двигатель имеет тот класс чистоты, который был установлен ему в год выпуска транспортного средства. Существует требование, что при перепродаже автомобиля должен устанавливаться класс чистоты (в настоящее время он не ниже сертификата Евро 4), но на практике такое требование не исполняется. Т.к. известно, что процедура переоборудования автомобиля с целью повышения его экологического класса, это достаточно трудоемкая и затратная процедура. Известно, что по этой причине пришлось снять с производства автомобиль «Ока»,т.к. его производство стало нерентабельным.

Требования установления класса экологической чистоты и оформление сертификатов Евро в России началось с 2006 года.  Для автомобилей, которые уже находятся в эксплуатации на территории РФ, сертификат Евро зависит от года покупки автотранспортного средства и года его выпуска:

  • если автомобиль был произведен или куплен 2006 года, то  сертификат Евро на него не потребуется;
  • если автомобиль был куплен в 2006 или 2007 году, то он должен иметь сертификат Евро не ниже Евро 2;
  • при покупке автомобиля  в 2008 или 2009 годах, двигатель его должен отвечать требованиям не ниже сертификата Евро 3;
  • если автомобиль (импортного производства) был куплен в 2010 или в 2011 годах, он должен обладать сертификатом Евро 4.

Если все-таки требуется оформить сертификат Евро 4 на старое транспортное средство,  то оно должно быть вначале переоборудовано, получить все соответствующие разрешительные документы, пройти лабораторные испытания по выбросам в атмосферу двигателем вредных веществ в специализированной лаборатории. При наличии всех требуемых документов можно обращаться в орган сертификации, непосредственно для оформления сертификата Евро 4.

Таким образом, в настоящее время требование того, чтобы все автомобили, вновь выходящие на дороги РФ, соответствовали сертификату Евро 4, выполняется только относительно вновь ввозимых в РФ импортных автотранспортных средств.

В странах Запада требование наличия сертификата Евро 4 на новые автотранспортные средства действует уже с 2005 года. С 2010 года Европа ужесточила требования к чистоте выбросов двигателей автомобилей до уровня сертификата Евро 5. В Японии сертификат Евро 4 начал действующим с 2011 года. Поэтому автомобили, выпущенные до 2011 года, могут иметь экологический класс чистоты двигателей меньше, чем сертификат Евро 4.

С 1 января 2014 года на все ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5.