Сертификация работ

Сертификация работ, сертификация услуг не требует лабораторных испытаний

Классификация работ и услуг чаще всего проводится на основе направления деятельности, где они находят свое применение. Такой подход осуществляется как в российских системах классификации, так и в международных. Имеет место и разделение всех видов услуг на пять следующих  типов услуг:

  • производственные (ремонт и обслуживание оборудования, лизинг, инжиниринг);
  • профессиональные (консультационные, финансовые, рекламные, банковские, страховые);
  • общественные (образование, телевидение, радио, культура);
  • распределительные (транспорт, связь, торговля);
  • массовые или потребительские услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением.

Нормативные документы сертификации услуг и требования оценки соответствия

Сертификация работ и услуг – это оценка соответствия качества  и безопасности оказываемых услуг нормативным документам и исполнение ими требований ФЗ «О защите прав потребителей». Установлены Правила сертификации работ и услуг Постановлением Госстандарта РФ № 17 от 05.08.1997 г.

Определяются требования в области оказания услуг различными нормативными документами:

  • законами РФ;
  • Правилами оказания услуг в отдельных областях или сферах деятельности, которые утверждены Правительством РФ;
  • Санитарными правилами и нормами, государственными стандартами, строительными нормами и другими нормативными требованиями.

Все эти документы могут являться основаниями для формулировки требований, связанных с сертификацией услуг или сертификацией работ.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» не предусматривает обязательной сертификации услуг, поэтому оформить сертификат соответствия можно в добровольной системе сертификации, где данные виды работ или услуг включены в область деятельности органов системы оценки соответствия.

Сертификация работ и сертификация услуг проводятся лишь на основе доброй воли соискателя  путем подачи заявления в орган сертификации. Вместе с заявкой следует предоставить пакет документов. Который определен для сертификации услуг в той или иной сфере. Если существуют общие документы для всех направлений деятельности (в виде уставных документов, документов из налоговых органов, документов, подтверждающих правомочность пользования помещениями и оборудованием, документов, подтверждающих пожарную безопасность зданий и помещений, программ производственного контроля и т.д.), то также для каждой услуги существуют специфические документы, характерные именно для данного направления.

Такие документы часто указаны в Положениях о конкретных услугах и требованиях, которые сформулированы законодателями. Так многие услуги требуют наличия персонала, имеющего специальное образование, стаж по профессии, переподготовку, проводимую в определенные сроки. Исполнение требований в этой части подтверждается копиями документов об образовании и повышении квалификации, копиями трудовых книжек основных участников деятельности.

Особое внимание во многих сферах деятельности уделяется санитарному состоянию помещений, а также персонала, который осуществляет деятельность.  В этом случае в орган сертификации должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения на помещение, где будет осуществляться деятельность, санитарные книжки, которые должны быть оформлены в соответствии с санитарным законодательством РФ, санитарные документы на транспорт или другие объекты, непосредственно связанные с продуктами питания, питьевой водой, медикаментами и прочим.

Для многих видов деятельности сертификация услуг, сертификация работ требует наличия специального оборудования и измерительных устройств или приборов. Документы, подтверждающие данные аспекты, связанные с ведением работ, также требуется предоставить в орган сертификации.

Многие виды услуг могут предоставляться производителем лишь при наличии специального разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере, которое называется лицензией. К таким видам относят, в том числе:

  • услуги образовательного характера, как для дошкольного, школьного, высшего образования, так и для дополнительных услуг;
  • услуги медицинские, начиная с косметического кабинета или солярия, и заканчивая многопрофильными клиниками;
  • услуги розничной и оптовой торговли медицинскими и ветеринарными препаратами;
  • услуги частных  охранных предприятий;
  • услуги связи, включая телематические услуги и пользование Интернетом;
  • транспортные перевозки, включая услуги легкового такси;
  • некоторые виды услуг, связанные с оптовой и розничной торговлей алкоголем  и прочие услуги.

Сертификация работ, сертификация услуг возможны лишь при наличии всех разрешительных документов, связанных с ведением деятельности, с разрешениями для ее осуществления в конкретном помещении и прочими документами, регулирующими различные виды безопасности таких услуг для граждан РФ и окружающей среды.

Схемы сертификации услуг и работ

Процедура сертификации работ, сертификации услуг имеет особенность по сравнению с сертификацией продукции. Как правило, процедуры в данных отраслях хозяйственной деятельности не предусматривают проведение испытаний в сертификационных лабораториях.  Если происходит экспертная оценка качества работ, то она нередко проводится с привлечением членов экспертной комиссии. Зачастую исполнитель даже не знает, что в конкретной ситуации выполняется экспертиза безопасности и качества работ и услуг.  Часто используется оценка качества путем опроса посетителей, применяется анализ книг отзывов и жалоб.

Сертификация услуг, сертификация работ может быть осуществлена по одной из следующих схем оценки соответствия:

  • Схема 1 наиболее часто применяется для небольших фирм, оказывающих услуги, безопасность и качество которых в значительной степени зависит от квалификации персонала заведения. Основой требований к сертификации услуг и сертификации работ являются требования, сформулированные к персоналу в Правилах оказания услуг в конкретной сфере деятельности.
  • Схема 2 применяется для сертификации услуг и сертификации работ в таких фирмах, где предусматривается высокий профессионализм исполнителей услуг, в самой организации устанавливаются требования к своевременному обновлению документации, которая ведется по процедурам оказания услуг, существует определенный набор требований к методикам и процедурам ведения работ, используется специализированное программное обеспечение. Как правило, в таких организациях более высокий организационный уровень и повышенные требования к безопасности и качеству услуг и работ.
  • Схема 3 используется для сертификации услуг, сертификации работ, относящихся к производственной сфере.  Соответственно производится анализ деятельности на основе существующих Правил ведения работ в конкретной области деятельности.
  • Схема 4 используется для сертификации работ, сертификации услуг, оказываемых крупными предприятиями и корпорациями. Кроме непосредственной оценки безопасности и качества услуг, выполняется оценка соответствия организации требованиям, которые предъявляются в конкретной сфере услуг к классификации уровня самого предприятия. Например, должны проводиться процедуры, подтверждающие «звездность» гостиницы или ресторана, определяться тип учреждения общественного питания или разряд ателье.
  • Схема 5 используется для сертификации услуг, сертификации работ, которые относятся к особо опасным для жизни и здоровья людей. Например, услуги медицинского назначения, транспортные перевозки и прочие. По данной схеме требуется обязательное наличие сертификата качества системы менеджмента  (СМК) предприятия на соответствие требованиям стандарта серии ИСО 9000. Если организация не является обладателем такого сертификата, то может пройти процедуру подтверждения соответствия, когда осуществляется сертификация услуг, сертификация работ. Данный факт отражается в заявлении на  проведение оценки соответствия в орган сертификации. В этом случае будут привлекаться к процедуре специалисты в области оценки соответствия СМК.