Органы лицензирования

Органы лицензирования с июля 2012 года будут поддерживать электронный формат взаимодействия

В соответствии с главным законом о лицензировании – ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который работает в России с 2001 года, участниками разрешительной деятельности государства для ведения предпринимательства являются:

  • центральный орган лицензирования – федеральная структура, которой Правительством РФ поручено осуществлять выдачу разрешений и проводить контроль деятельности в ходе всего функционирования организации, подлежащей лицензированию;
  • территориальные органы лицензирования, определенные Положением о лицензировании в конкретной области хозяйствования субъектов Российской Федерации;
  • соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который обратился в орган лицензирования с заявлением на получение разрешения о ведении им деятельности, которая по российскому законодательству относится к лицензионным;
  • лицензиат – это бывший соискатель лицензии, который прошел требуемую по закону процедуру лицензирования, получил разрешение на ведение конкретного вида деятельности и продолжает ее осуществление до тех пор, пока не закончится срок действия лицензии, выданной центральным или территориальным органом лицензирования.

В настоящее время Россия готовится к переходу на осуществление деятельности по получению разрешений на ведение предпринимательства по новому федеральному закону, который вступит в свои права с 3 ноября 2011 года. Это ФЗ № 99, одноименный с ФЗ № 128 (который прекратит свое действие на территории РФ). Осталось немного времени, поэтому будем рассматривать положения, относящиеся к органам лицензирования на базе нового ФЗ № 99.

В соответствии с ним Правительство РФ утверждает Положения о лицензировании на конкретные виды предпринимательства. И в этих Положениях указывается центральный орган лицензирования по данному виду хозяйствования. В определенных случаях центральный орган лицензирования имеет право в соответствии с действующим законодательством передать часть или весь объем полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом случае органом лицензирования для получения разрешения в конкретной сфере деятельности будет являться региональный орган исполнительной власти, функционирующий в определенной сфере деятельности.

В противном случае на местах оформление разрешительных документов может быть делегировано территориальным структурам федерального органа, которому поручено Правительством осуществлять в данной сфере оформление разрешений. Тогда данный орган исполнительной власти будет  являться территориальным органом лицензирования в конкретной области. Сфера полномочий центрального органа лицензирования и территориальных структур в данном случае также расписывается в Положении о лицензировании.

Кроме проведения процедуры проверки исполнения лицензионных требований и выписки самого разрешительного документа, органы лицензирования уполномочены государством осуществлять и некоторые другие функции в области лицензирования. К ним относятся следующие обязанности:

  • мониторинг эффективности системы лицензирования в области, где орган лицензирования уполномочен выдавать разрешения;
  • подготовка и представление в Правительство РФ ежегодных докладов о лицензировании в сфере конкретных видов деятельности;
  • утверждение бланков заявлений на лицензирование, на переоформление лицензий при возникновении законных на то оснований и других шаблонов документов;
  • размещение информации по вопросам лицензирования на официальных сайтах органов лицензирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • предоставление заинтересованным лицам информации по лицензированию при запросе в любом другом виде.

Статья 7 нового ФЗ № 99 выделяет отдельными пунктами обязанности должностных лиц органов лицензирования и вводит персональную ответственность должностного лица за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а в случае бездействия или противоправного действия должностное лицо органа лицензирования несет  ответственность на основе законов Российской Федерации.

Должностные лица органов лицензирования имеют следующие  права:

  • осуществлять лицензионные  проверки соискателей разрешительных документов и лицензиатов, осуществлять лицензионный контроль и оформлять предписания о нарушениях лицензионных требований;
  • оформлять лицензиатам предписания, когда они устранили выявленные в ходе лицензионного контроля  нарушения требований лицензирования;
  • пресекать административные правонарушения, а при их возникновении способствовать привлечению виновных к административной ответственности;
  • запрашивать у органов местного самоуправления, у органов государственной власти, соискателей и лицензиатов документы и сведения для осуществления лицензирования и которые предусмотрены законами РФ.

Должностные лица органов лицензирования наделены ФЗ № 99 также и обязанностями следующего характера:

  • своевременно и в полной мере исполнять полномочия в области лицензирования, предоставленные законодательством РФ;
  • соблюдать права и законные интересы соискателей и лицензиатов,  законодательство Российской Федерации;
  • в случаях нарушений должностным лицом законодательства РФ орган лицензирования в течение 30 дней должен предпринять меры в отношении произведенного нарушения и самого должностного лица.

Руководители органа лицензирования путем издания за своей подписью приказа, одновременного внесения разрешительного документа в реестр лицензий и присвоения ему регистрационного номера выполняют функцию, возложенную на них законодательством – выдачу официального документа на разрешения конкретного вида деятельности. Со следующего за этим днем предприниматель может на законных основаниях осуществлять свое хозяйствование в сфере прошедшего лицензирования.

С 3 ноября 2011 года все лицензии, выдаваемые органом лицензирования, будут бессрочными. Разрешительные документы, оформленные до указанного срока, также автоматически утрачивают срок окончания лицензии и без переоформления разрешительного документа также будут действительны до окончания деятельности предпринимателем.

Орган лицензирования, относящийся к определенной территории РФ, уполномочен оформлять разрешительные документы, действительные лишь на территории поднадзорной данной региональной власти. Чтобы лицензиат имел возможность начать аналогичный вид деятельности в другом регионе России, он должен уведомить о ее начале местный орган исполнительной власти или территориальный орган лицензирования. В зависимости от того, какая структура производила оформление лицензии на данный вид деятельности: орган местного самоуправления или территориальный орган лицензирования.

Перечень видов лицензирования, на которые требуется получить официальное разрешение органа лицензирования, содержатся в статье 12 ФЗ № 99. Название центрального органа лицензирования, иначе федеральной структуры, уполномоченной выдавать разрешения в определенной сфере деятельности, указано в соответствующем Положении о лицензировании.

На основе статьи 16 ФЗ № 99 на каждого соискателя и лицензиата орган лицензирования должен сформировать и вести в течение всей деятельности лицензиата в указанной сфере лицензионное дело. Оно должно содержать следующие документы:

  • заявление на оформление лицензии и представленный в орган лицензирования пакет документов;
  • распоряжения и приказы лицензирующего органа о любых взаимодействиях с лицензиатом, о назначениях контролей и проверок, об их результатах, протоколы нарушений;
  • копия лицензии;
  • выписки из решений суда в случае приостановления деятельности;
  • копии уведомлений и другие документы.

С 12 июля 2012 года вступит в действие пункт, относящийся к тому, что орган лицензирования должен обеспечить при взаимодействиях в электронном виде между ним и соискателем и лицензиатом ведение лицензионного дела также в электронном формате.