Лицензирование столовых

Лицензирование столовых и сертификация услуг общественного питания

Вопрос качества общественного питания постоянно находится в центре обсуждений средствами массовой информации, т.к. нарушения в данной сфере ведут к печальным последствиям, которое некачественное обслуживание влияет на здоровье, а зачастую и на жизнь людей.  Государство применяет для этого такие способы регулирования, как лицензирование столовых и других объектов,  сертификацию услуг общественного питания, сертификацию готовой продукции и персонала.

Классификация предприятий  общественного питания подразделяет их на следующие типы:

  • столовая,
  • закусочная,
  • бар,
  • кафе,
  • ресторан,
  • кафетерий и другие.

Столовые могут быть закрытого (корпоративного) назначения. Но чаще всего данный вид общественного питания используется для так называемого социального питания. Поэтому столовые могут относиться к школьному питанию, студенческому, питанию в других образовательных учреждениях (детсад), в медицинских заведениях, в санаториях-профилакториях, на производственных объектах, в воинских частях и так далее.

Лицензирование столовых и других объектов общественного питания в соответствии с основным ФЗ №  128 «О лицензировании…» в лицензионных органах оформлять не требуется. Лицензирование столовых не перечислено в статье 17 данного закона, а также в статье 1, где указаны виды деятельности, регулируемые отдельными нормативными актами. Также лицензирование столовых не предусмотрено новым ФЗ № 99, который начнет функционировать с 3 ноября 2011 года.

Хотя лицензирование столовых, ресторанов, баров и кафе, как таковое, не предусмотрено российским законодательством, но во многих пунктах общественного питания, не говоря уже про учреждения, предназначенные для досуга и развлечений, существует продажа алкогольной продукции. А многие бары, кафе, рестораны в меню имеют не только спиртные напитки, реализуемые на розлив, но и коктейли, что подразумевает производство из алкогольной продукции.

Поэтому зачастую требуется лицензирование столовых и других пунктов общественного питания, но оформляется вид лицензии, связанный с розничным оборотом или производством спиртосодержащей продукции. Когда в таком заведении предполагается оборот алкогольной продукции, то в виду грядущего (при открытии заведения) лицензирования столовой (бара, ресторана, кафе), данный факт должен учитываться, начиная с создания проекта. Существует набор требований к помещениям, их оборудованию, охране и укреплению,   которые должны исполняться не только на этапе лицензирования столовой, но и в процессе всего функционирования заведения.

Лицензирование столовой для розничной реализации алкогольной продукции осуществляется на основе ФЗ № 171 «О госрегулировании алкогольного рынка», в который указом Президента РФ, подписанным 18 июля 2011 года, были внесены существенные изменения (ФЗ № 218 о внесении изменений). Процедура лицензирования столовой при получении разрешения на продажу алкоголя регулируется соответствующим Положением о лицензировании.

Поскольку реализация спиртосодержащей продукции в пунктах общественного питания относится к сфере розничной торговли, то лицензирование столовой и других учреждений производится не в центральном офисе Росалкогольрегулирования (как при получении разрешения на оптовую продажу), а в региональных лицензионных палатах,  либо в лицензионных органах, которые уполномочены региональными структурами самоуправления на проведение данной процедуры. В Москве до апреля 2011 года лицензию на розничную торговлю алкоголем  (пройти лицензирование столовой) можно было  в Московской Лицензионной Палате. Теперь она переименована в Комитет по лицензированию города Москвы.

Но лицензирование столовой для продажи алкогольной продукции – это лишь один из множества требуемых разрешительных документов на ведение деятельности в сфере общественного питания и открытия заведения такого типа. Лицензирование столовой , в том числе , предусматривает оформление следующих документов:

  • Обязательным является санитарно-эпидемическое заключение Роспотребнадзора, которое подтверждает исполнение санитарных требований к  проектной документации и помещениям для столовой или других учреждений общественного питания. Для оформления данного разрешительного документа, в том числе необходимо представить сертификаты на отделочные материалы, замеры радиоактивности почвы и в здании, химический и бактериологический анализ питьевой воды и многие другие. Соискатель на ведение бизнеса должен представить Акт ревизии систем вентиляции, канализации, документы по  проверке холодильного и теплового оборудования на пищеблоке;
  • Без Разрешения на размещение столовой невозможно начать бизнес в сфере общественного питания. Данный документ оформляется Роспотребнадзором  на заключительном этапе оформления документов на открытие заведения;
  • Свидетельство о государственной регистрации предприятия общепита требуется как для лицензирования столовой, так и для сертификации услуг общественного питания;
  • Для того, чтобы осуществлять реализацию готовой продукции требуется оформить сертификаты качества на изделия,  производимые в данном учреждении. Они подтверждают безопасность и качество продукции для питания людей.

Для оформления данных документов в зависимости от применяемой схемы может  потребоваться сертификация услуг общественного питания.

Для того, чтобы учреждение общественного питания нормально функционировало и соответствовало требованиям российских законов, должны быть оформлены договоры с организациями, специализирующимися на оказании следующих услуг:

  • обслуживание и дезинфекция систем кондиционирования и вентиляционных систем;
  • дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию;
  • транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО), ртутных (люминесцентных) ламп и иных видов отходов;
  • услуги стирки  и химчистки специальной одежды сотрудников столовой;
  • санитарная документация на транспортные средства по доставке продуктов.

Обязательны санитарные паспорта самого объекта, на продуктовую машину (с отметкой о ежемесячной дезинфекции транспортного средства) и санитарные книжки на работников столовой.

Важное внимание уделяется разработке и исполнению санитарно-производственной программы, которая имеет целью постоянное обеспечение санитарного и гигиенического состояния объекта. При этом на предприятии должен быть специалист, прошедший профессиональную  подготовку в данном направлении деятельности. Все документы должны быть представлены при оформлении разрешений на деятельность.

Лицензирование столовой в случае реализации в данном учреждении спиртных напитков, не единственная процедура государственного регулирования. Часто учреждения проходят добровольную сертификацию услуг общественного питания. Основной ФЗ « О техническом регулировании», который определяет требования, условия и порядок сертификации, для услуг  общественного питания не устанавливает обязательность прохождения данной процедуры. Но кроме различного рода конкурентных преимуществ,  сертификация услуг общественного питания становится необходимой, если учреждение проходит процедуру присвоения класса или разряда учреждению: ресторану, бару, кафе. Ресторану при гостинице и т.д.

Сертификация услуг общественного питания может быть пройдена в сертификационном органе, имеющем аккредитацию в одной из добровольных систем оценки соответствия. Требования законодательства сформулированы в документах, относящихся к сфере оказания услуг по данному направлению. Сертификация услуг общественного питания может быть действительна на срок до 5 лет, и период действия указывается в самом документе.