
Лицензирование производства на базе нового закона о лицензировании
Производство является таким видом деятельности, которое часто требует государственного регулирования в виде лицензирования производства. Переработка материального сырья с целью получения готовой продукции в некоторых случаях связана с вредностями, опасностями и рисками. ФЗ «О лицензировании…» как изданный в 2001 году (ФЗ № 128), так и новый выпуска 2011 года (ФЗ № 99) говорит о том, что цель лицензирования – предотвращение ущерба жизни, здоровью, интересам граждан и государства, окружающей среде.
Лицензирование производства в случаях, предусмотренных законом, в большей степени отвечают задаче подтверждения соответствия предприятия требованиям лицензирования и безопасного ведения производственной деятельности.
Т.к. производство, кроме непосредственного выпуска продукции, для которой было построено и открыто данное предприятие, это еще множество различных аспектов предпринимательской деятельности, которые, в том числе, регулируются федеральным законодательством в области лицензирования производства. К ним можно отнести следующие направления:
- промышленная безопасность и экспертиза промышленной безопасности (лицензирование осуществляет Ростехнадзор);
- получение разрешений на опасные виды производства (химически опасных и взрывопожароопасных производств). К опасным производствам российское законодательство относит как такие отрасли, как цветная и черная металлургия, многие химические предприятия, добывающие и горно-обогатительные производства, шахты и другие аналогичные, так это могут быть небольшие котельные и другие объекты. Лицензирование производств осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- лицензирование отходов, как их накопление, так их вывоз, утилизацию, переработку или другие аналогичные операции (нет ни одного предприятия и ни одной функционирующей организации, которая бы не являлась источником мусора и отходов, зачастую относящихся к опасным). Данные разрешительные документы с 2010 года выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, территориальные и ее центральный органы.
Это только те виды деятельности, которые непосредственно связаны с преобразованием сырья в продукцию. Если же рассматривать производство лишь как основную составляющую предприятия в целом, то можно говорить и о лицензировании средств связи, охраны, систем шифрования и дешифрования и другие, пожарную безопасность зданий и сооружений, средств оповещения о возгораниях, пожароопасной сигнализации.
Кроме того ФЗ № 99, который начнет действовать в России с 3 ноября 2011 года, непосредственно называет те виды деятельности, где требуется лицензирование производства данного вида продукции. Так на основе самого ФЗ № 99 обязательно требуется лицензирование производства:
- систем шифрования (лицензирование производства осуществляет Федеральная служба безопасности);
- средств защиты конфиденциальной информации (ФСБ – лицензионный орган);
- технического оборудования, предназначенного для негласного сбора информации (орган лицензирования – ФСБ);
- маркшейдерских работ (лицензирование производства таких работ осуществляет Ростехнадзор);
- переработки цветного и металлического лома (лицензирование можно пройти в Ростехнадзоре, т.к. данное производство попадает по категорию: производство сплавов и расплавов черных и цветных металлов);
- медицинской техники (лицензирование производства медицинской техники производится в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития);
- лекарственных средств, как для людей, так и для животных (лицензирование лекарств для людей осуществляет Минсоцздравразвития, а лекарств ветеринарного направления — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
- пиротехнических изделий 5 и 4 классов и взрывчатых веществ, предназначенных для применения в промышленности (лицензирование производства осуществляет Минпромторг);
- огнестрельного оружия, патронов к нему и основных частей к оружию (лицензирование производства оружия выполняет по поручению Правительства РФ с 2002 года Российское агентство по обычным вооружениям, а с 2008 года — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации);
- авиационной техники (лицензирование производства авиатехники поручено государством осуществлять Федеральной службе по надзору в сфере транспорта – Ространснадзору);
- бланков, имеющих защиту от подделок (лицензирование производства в данной сфере выполняет Министерство финансов Российской Федерации).
Порядок лицензирования производства и перечень конкретных требований, предъявляемых к тому или другому виду деятельности, определяется Положениями о лицензировании, которые утверждает Правительство РФ. Также в Положении указан федеральный орган, который осуществляет лицензирование производства конкретной продукции. Также оно устанавливает распределение полномочий между территориальными и федеральными структурами ведомства, если такое предусмотрено Положением о лицензировании производства или деятельности в указанной сфере.
В соответствии со статьей 1 нового закона лицензирование производства алкогольной, спиртосодержащей продукции и спирта осуществляется не на основе главного ФЗ «О лицензировании…». Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка на основе осуществляет регулирование лицензирования алкоголя в рамках Постановления Правительства РФ № 810. Данное положение начало действовать с 1 марта 2010.
В июле 2011 года был принят Президентом РФ ФЗ № 218, который внес серьезные поправки в закон «О госрегулировании алкогольного рынка». В частности, пиво на основе нового законодательства стало относиться к алкогольным напиткам. Но на него не распространяет в настоящее время требование лицензирования производства и оборота спиртосодержащей продукции. Поэтому лицензирование производства пива пока законом не установлено.