Контроль и надзор в сертификации

Контроль и надзор – один из методов оценка соответствия относительно объектов сертификации

Международный стандарт ИСО 17000 относит контроль и надзор к методам оценки соответствия объектов. Осуществляется он на стадиях, следующих за сертификацией, и имеет целью подтверждение объектом контроля оценки соответствия установленным стандартам на регулярной основе. Т.е. контроль и надзор способствуют постоянному, а не единовременному (как это происходит при сертификации или аккредитации), подтверждению исполнения объектом требований нормативных документов.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» содержит главу, посвященную данным аспектам деятельности в сфере государственного контроля и надзора. Данный закон определяет государственную функцию контроля, как надзор за исполнением требований технических регламентов, относящихся к объектам сертификации.

Обязанности государственного контроля закон возлагает на специальные органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, на которые возложены функции государственного надзора и контроля в конкретной сфере деятельности.

Контроль и надзор за исполнением требований Технических регламентов может осуществляться лишь на основе утвержденных и единых для всех процедур, методов, правил, средств измерений и анализов, которые должны быть декларированы Правительством РФ после вступления в силу того или иного Технического регламента. Орган, который осуществляет контроль исполнения конкретного технического регламента, также определен в данном нормативном документе.

ФЗ № 184 определяет права органа, который осуществляет контроль исполнения требований сертификации, к ним относятся:

  • привлекать производителя либо другое лицо, являющееся обладателем сертификационного документа  к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • проведение мероприятий по государственному контролю (надзору);
  • оформлять предписание декларанту о приостановлении действия декларации о соответствии (либо о прекращении действия);
  • информировать о прекращении действия декларации соответствия федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет  ведение единого реестра деклараций о соответствии;
  • оформление предписаний, обязывающих устранить нарушения требований технических регламентов в определенный данным документом срок. Он устанавливается в зависимости от характера нарушения;
  • информировать орган, выдавший сертификационный документ, о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия техническому регламенту;
  • принимать другие  меры в целях недопущения причинения вреда, предусмотренные законодательством РФ.

Органы государственного контроля и надзора несут ответственность за своевременное принятие мер, способствующих недопущению вреда, который может причинить  продукция, не соответствующая требованиям технического регламента. В первую очередь в кратчайшие сроки должна быть осуществлена проверка, которая может подтвердить или опровергнуть информацию о несоответствии продукции установленным сертификационным требованиям.

Если информация о некачественной продукции была подтверждена в ходе внеочередной инспекционной проверки, то орган надзора от держателя сертификата требует формирования и исполнения программы о минимизации вреда, который могла принести недоброкачественная продукция. Данная программа обязательно проходит процедуру согласования с органом контроля в сфере его компетентности.

Если представленная производителем программа по ликвидации последствий признана органом контроля недостаточной, то он должен  незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции. Продукция, находящаяся у потребителей должна быть отозвана. Все убытки, связанные с проведением таких чрезвычайных мер осуществляются за счет изготовителя продукции, которая признана органом контроля не соответствующей требованиям Технического регламента.

Если изготовитель некачественной продукции при ее обнаружении не подчиняется закону о формировании и исполнении плана мероприятий, способствующему снижению причинения вреда такой продукцией, то орган контроля обязан обратиться в  суд для принятия соответствующего решения. Суд в частности может вынести решение о принудительном отъеме (возврате) некачественной продукции, а также о лишении производителя сертификата соответствия и привлечению его к административной и уголовной ответственности.

Государственный контроль и надзор

Следует не забывать, что в данной статье мы рассматривали узконаправленную тему контроля и надзора. А касательно исполнения требований Технических регламентов. В целом в России существует довольно разветвленная система государственного контроля  надзора. Причем законодательство разделяет эти два понятия: контроль и надзор. Органов, осуществляющих деятельность в указанной сфере большое количество.

Например, существует ФЗ № 294 (от 26 декабря 2008 года), который определяет права предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля органами, уполномоченными на их осуществление.  Только один этот российский закон регулирует около 70 видов различных видов государственных контролей и надзоров.

Причем часть из этих видов государственного контроля регулируется непосредственно данным законом, т.к. существующие Положения об их проведении соответствуют требованиям ФЗ № 294. К таким видам контроля, в том числе, принадлежат следующие государственные контроли:

  • в сфере объектов культурного наследия
  • в сфере недр;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за геодезической и картографической деятельностью;
  • в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • за проведением работ на территории РФ по активному воздействию на геофизические и метеорологические процессы;
  • лесной контроль и надзор;
  • метрологический контроль и надзор;
  • земельный контроль;
  • контроля (надзор) в сфере образования;
  • в области гражданской обороны;
  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • контроль охраны атмосферного воздуха;
  • контроль и надзор в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции и этилового спирта;
  • пожарный надзор в лесах.

Существуют виды деятельности, которые имеют особенности и могут в полной мере подчиняться требованиям ФЗ № 294. Некоторые виды государственного контроля не имеют обособленных документов в виде Положения. Например, вид деятельности по контролю лицензирования не требует  разработки отдельного положения, т.к. регулирование данного вопроса осуществляется достаточно подробно на уровне федерального закона о лицензировании.

Такие виды деятельности, где те или иные объекты требуют сертификации Техническим регламентам, как правило, проходят оценку соответствия, не минуя органы контроля и надзора в указанной сфере. Так что такие объекты находятся под двойным надзором: государственных органов контроля и надзора и органов сертификации, осуществляющих контроль и надзор  на соответствие требованиям Техническим регламентам в течение всего действия разрешительных документов.